On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
У нас новый форум! Старая Гостевая книга здесь >>



АвторСообщение
администратор




Сообщение: 153
Зарегистрирован: 02.05.07
Откуда: Россия, Венев
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.08 23:57. Заголовок: 2-4 декабря проходила Крапивенская краеведческая конференция


Венёвская делегация с Владимиром Ильичом Толстым, директором музея "Ясная поляна"



Программа V Межрегиональной научно-практической конференции
«Провинция в контексте истории и литературы»


2 декабря

10.15. – Отъезд участников конференции из туристическо-гостиничного комплекса «Ясная Поляна»
10.30. – Отъезд участников конференции от башен въезда музея-усадьбы «Ясная Поляна» в Крапивну
11.20. – Приезд в Крапивну. Посещение Крапивенского музея (Выставка «Самая чистая радость – радость природы…» Л. Н. Толстой». Сувенирная лавка)
12.10. – Экскурсия по историческому центру Крапивны

13.00. – Открытие конференции (Центр встреч (Английский клуб)
Владимир Ильич Толстой - директор музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»
Ольга Сергеевна Венёвцева – зав. Крапивенским отделом музея, координатор конференции

Доклады участников конференции

«К вопросу о времени основания Крапивны и о характере средневековой Крапивенской крепости»
Дмитрий Михайлович Яцкин – руководитель информационно-аналитичческого центра экспертизы, учёта и мониторинга объектов культурного наследия ООО «ПФ-Градо»

«Последние русские удельные княжества – соседи Крапивны»
Борис Николаевич Морозов – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Археографической комиссии РАН и Института славяноведения РАН, доцент кафедры Истории России средневековья и раннего нового времени Российского государственного гуманитарного университета

«Здесь будет город заложен…» (К вопросу о первоначальном месте нахождения города Алексина)»
Сергей Павлович Горюшкин – краевед, пресс-секретарь администрации МО «Город Алексин Алексинского района»

«Пожар – стихийная беда провинции. Материалы о восстановлении города Алексина после пожара 1768 года»
Илья Юрьевич Соснер – сотрудник Российского государственного архива древних актов

«Волостное деление Елецкого уезда»
Владимир Александрович Заусайлов – краевед, член Липецкого областного краеведческого общества

«Промышленные заведения Епифани в первой половине XIX века»
Сергей Васильевич Кусакин – заведующий Епифанским историко-этнографическим музеем, филиалом Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле»

Кофе-брейк


«Практическая деятельность Тамбовского земства в 1870-80-е годы»
Ирина Владимировна Двухжилова - доцент кафедры истории и философии Тамбовского государственного технического университета

«Деятельность земских учреждений в сфере провинциального образования в начале XX века (по материалам ревизионной акции Н. А. Зиновьева Московской, Вятской и Курской губерний)»
Нина Александровна Савченко – кандидат исторических наук, старший преподаватель Курского института социального образования, филиала Российского государственного социального университета

«Из истории народного образования Бобриковской волости (2-я половина XIX – начало XX веков»
Ольга Алексеевна Каширина – старший научный сотрудник Историко-мемориального музейного комплекса «Бобрики»

«Калужское реальное училище в начале XX века»
Надежда Владимировна Салахова – научный сотрудник отдела Мансурово (Калуга) Музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

«История провинциальной цензуры в конце XIX – начале XX в.в. (на материале Курской губернии)
Анна Александровна Белобородова – кандидат исторических наук, преподаватель Курского института социального образования, филиала Российского государственного социального университета

«Провинциальная жизнь немецкого рабочего в Советской России в 1930-е годы. (Жизнь Вальтера Рауэра в документах НКВД)»
Дмитрий Львович Орлов – заместитель директора по научной работе Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина


17.30. - Отъезд участников конференции из Крапивны в кафе «Прешпект»
18.30. - Ужин в кафе «Прешпект»
19.20. - Отъезд из кафе «Прешпект» в туристическо-гостиничный комплекс «Ясная Поляна»

Свободное время. Общение в малых группах


3 декабря

8.40. – Отъезд участников конференции из туристическо-гостиничного комплекса «Ясная Поляна» в кафе «Прешпект»
8.50. - Завтрак в кафе «Прешпект»
9.20. - Отъезд участников конференции из кафе «Прешпект» на ж/д станцию «Козлова Засека» (вокзал-музей)
9.30. – Экскурсия по ж/д станции «Козлова Засека»
10.10. – Отъезд от ж/д станции «Козлова Засека» в музей-усадьбу Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»
10.20. –Экскурсия по музею-усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»
12. 30. Кофе-брейк (в Доме Волконского)

13.20. Открытие 2-го дня конференции (Дом Волконского)
Доклады участников конференции

«Усадебные Мнемозины: роль женщины в мемориализации усадебного пространства»
Вячеслав Александрович Лётин – кандидат культурологи, доцент кафедры гуманитарных наук Ярославского государственного театрального института

«Какой-то прекрасный и навсегда исчезнувший сон…» (Переписка В. Ф. Булгакова с А. П. Абрамовым (1957-1960)»
Валерия Николаевна Абросимова – профессор кафедры литературы Московского государственного университета культуры и искусства

«Крестьянский бунт в изображении Л. Н. Толстого и К. Н. Леонтьева (к теме «Отечественная война 1812 года и русская провинция)»
Татьяна Николаевна Архангельская – ведущий научный сотрудник музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

«Русская провинция в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»»
Елена Борисовна Ляйрих – ведущий специалист отдела информатизации и научной обработки литературы библиотеки Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина

«Быт и нравы провинциального города Пенза по мемуарам Ф. Ф. Вигеля»
Виолетта Николаевна Добрякова – заместитель генерального директора ГУК «Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области»

«Субкультура российского провинциального города XIX века: быт и нравы (на материалах русской художественной литературы)»
Галина Петровна Сидорова – доцент кафедры «История и культура» Ульяновского государственного технического университета

«Леонид Трефолев и Василий Смирнов. Диалог театрального критика и антрепренёра в газете «Ярославские губернские ведомости» (1866-1870 г.г.)»
Маргарита Георгиевна Ваняшова – профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой гуманитарных наук Ярославского государственного театрального института

«Провинция и петербургская художественная среда начала XX века (на примере издательской деятельности Общины св. Евгении)»
Наталья Александровна Мозохина – старший научный сотрудник Государственного Русского музея, член редакционного совета журнала «Филокартия»

«Ценность «сельского покроя» против «суетного света» в поэзии XVIII века»
Владимир Борисович Сорокин – доцент кафедры русской литературы Московского педагогического государственного университета

«Чувство и мысль: лексико-синтаксические модели как средство изображения персонажей (на материале произведений Л. Н. Толстого и А. П. Чехова)»
Ирина Николаевна Левина – доцент кафедры русского языка филологического факультета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

«Станица Старогладовская и музей Л. Н. Толстого»
Саламви Хусайнович Загибов – директор Музея Л. Н. Толстого в станице Старогладовской (респ. Чечня)

«Голицыны в Богородицке»
Вера Андреевна Дутова - заведующая отделом истории и краеведения МУК «Богородицкий дворец-музей и парк»


17.30. - Ужин в кафе «Прешпект»
18.10. - Отъезд из кафе «Прешпект» в туристическо-гостиничный комплекс «Ясная Поляна»

Свободное время. Общение в малых группах


4 декабря
8.40. – Отъезд участников конференции из туристическо-гостиничного комплекса «Ясная Поляна» в кафе «Прешпект»
8.50. - Завтрак в кафе «Прешпект»
9.20. – Отъезд из кафе «Прешпект» в административный корпус музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

9.40. Открытие 3-го дня конференции (конференц-зал административного корпуса музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»)
Доклады участников конференции

«К. Н. Леонтьев о провинции как основе национального своеобразия»
Галина Михайловна Дробжева - доцент кафедры истории и философии Тамбовского государственного технического университета

«Выражение национальной ментальности в социальном и культурно-историческом пространстве провинциальной России XIX – начала XX веков и её отражение в русском искусстве»
Елена Николаевна Семыкина – научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО

«Культура повседневности провинциального дворянства во 2-ой половине XVIII века: новые тенденции и традиционные черты»
Наталья Александровна Милешина – доцент кафедры отечественной истории и этнологии Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсеева

«Локальные традиции в провинциальной культуре Байкальского региона»
Марина Сократовна Антонова – кандидат исторических наук, докторант, доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

«Провинциалы-жертвы в драматургической трилогии А. В. Сухово-Кобылина «Картины прошедшего»»
Ирина Андреевна Бабенко – студентка 4-го курса факультета филологии и журналистики Ставропольского государственного университета

«Черты провинции и провинциализма в драматургии А. Н. Островского»
Галина Евгеньевна Касьянова - студентка 4-го курса факультета филологии и журналистики Ставропольского государственного университета

«Оппозиция «провинция/столица» в прозе Фр. Горенштейна (на материале романа «Летит себе аэроплан»)»
Ольга Игоревна Чудова – аспирант кафедры новейшей русской литературы Пермского государственного педагогического университета

«Купеческая любовь: история одного дневникового казуса»
Зоя Михайловна Кобозева – доцент кафедры российской истории Самарского государственного университета

«Провинциальная семья на рубеже XX-XXI столетий (на примере Республики Мордовия)»
Людмила Руслановна Никитина – архивариус Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсеева

Кофе-брейк

«Генеральный конструктор Владимир Михайлович Мясищев»
Елена Викторовна Пинаева - младший научный сотрудник МУК «Ефремовский районный художественно-краеведческий музей»

«Послужной список русского зодчего Петра Романовича Никитина (по документам Государственного архива Калужской области)»
Валентина Николаевна Фридгельм – директор издательства «Фридгельм» (Калуга)

«Родословная Горчаковых – дворян Алексинского уезда Тульской губернии»
Сергей Иванович Мотков – ведущий специалист Международного института генеалогических исследований

«Митрополит Евлогий (Георгиевский). К 140-летию со дня рождения»
Наталья Николаевна Ерохина – директор Одоевского краеведческого музея

«Купцы Цыплаковы. Связь времен»
Надежда Алексеевна Семёнова – директор Козельского краеведческого музея

«История в судьбах. Семья Боголеповых»
Галина Николаевна Минакова - учёный секретарь Одоевского краеведческого музея

«Что в имени тебе моём?..» (О происхождении названия города Одоева»
Дмитрий Иванович Корочкин – главный редактор газеты «Новая жизнь» (Одоев)

«Традиционная символика дома в городской среде Ставрополя»
Денис Иванович Петренко – докторант кафедры современного русского языка, научный сотрудник Ставропольского государственного университета

«Путеводитель по городу Венёву»
Денис Александрович Махель – Председатель клуба краеведов «Венёвский уезд»

Посещение выставочного зала отдела народного творчества музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

17. 00. - Отъезд участников конференции в Тулу (остановка «Станиславского» - автовокзал)



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 7 [только новые]





Сообщение: 55
Настроение: нормуль!!!!!!!!!
Зарегистрирован: 28.04.08
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.08 23:02. Заголовок: да.


О,знакомые все лица Молодцы,значит ваша деятельность в области краеведения не ограничивается только Веневом!!!Не знаю как выразить словами...Короче ,рад Вас видеть .Приятно что вопросы краеведения еще комуто нужны.С искренним уважением Ильич.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 6
Зарегистрирован: 08.05.07
Откуда: Тула
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.08 21:45. Заголовок: Модератору


Денис, можно узнать, о чем говорилось в докладе «Митрополит Евлогий (Георгиевский). К 140-летию со дня рождения»

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 158
Зарегистрирован: 02.05.07
Откуда: Россия, Венев
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.08 12:33. Заголовок: Не удалось получить ..


Не удалось получить текст доклада и в сборнике статей конференции его не будет. Обнаружил , что в Интернете полно информации.
Я, честно говоря, до поездки в Одоевский музей в ноябре этого года о нем ничего не знал.
Оказалось, это одна из крупнейших фигур в истории русской православной церкви начала XX века.
Тем более митрополит Евлогий уроженец Тульской земли, жил в Епифани и Одоеве. Непродолжительное время служил в ТДС.
Кстати, это была, вероятно, худшая семинария в империи в предреволюционное время.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 7
Зарегистрирован: 08.05.07
Откуда: Тула
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.08 12:15. Заголовок: Денис, жаль не удало..


Денис, жаль не удалось получить текст доклада. Дело в том, что я занимался его Родословием и на на Тульской выставке должен был быть экспонат о нем. Не успели.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 165
Зарегистрирован: 02.05.07
Откуда: Россия, Венев
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.08 20:17. Заголовок: Пришел текст доклада..


Пришел текст доклада от Натальи Николаевны Ерохиной.

Евлогий (Георгиевский)
23 апреля 2008 г. исполнилось 140 лет со дня рождения митрополита Евлогия (Георгиевского).

Семья и юность
Митрополит Евлогий Георгиевский (в миру Георгиевский Василий Семенович) родился 10 апреля 1868 г. в многодетной семье сельского священника Семёна Ивановича Георгиевского в селе Сомово Одоевского уезда Тульской губернии. В юности, прошедшей в бедности, часто посещал Оптину пустынь и великого старца этой обители Амвросия.

Позднее вспоминал, что тяжёлые впечатления раннего моего детства заставили меня еще ребенком почувствовать, что такое социальная неправда. Впоследствии я понял, откуда в семинариях революционная настроенность молодежи: она развивалась из ощущений социальной несправедливости, воспринятых в детстве. Забитость, униженное положение отцов сказывалось бунтарским протестом в детях. Общение с народом привело меня с детских лет к сознанию, что интересы его и наши связаны.

Образование
Окончил Белевское духовное училище (1882), Тульскую духовную семинарию (1888), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1892 ; кандидатская работа посвящена св. Тихону Задонскому ). Доктор богословия honoris causa (1943).

Монах и преподаватель
С 1893 — помощник смотрителя Ефремовского духовного училища.
С 1894 — преподаватель Тульской духовной семинарии.
В 1895 был пострижен в монашество архимандритом Антонием (Храповицким), будущим митрополитом.
С 12 февраля 1895 — иеромонах, инспектор Владимирской семинарии.
С 1897 — архимандрит, ректор Холмской духовной семинарии. В этот период сблизился с православным населением этого региона, считал, что оно из-за угнетения польскими ксендзами и помещиками может утратить национальное русское самосознание, и необходимо принимать меры для предотвращения такого развития событий.

Холмский архиерей
С 12 января 1903 — епископ Люблинский, викарий Холмской епархии. На пожертвованные им средства ежегодно в день его епископской хиротонии в столовой попечительства о народной трезвости беднейшим жителям Холма без различия исповеданий бесплатно выдавались чай и закуски.
С 18 июля 1905 — епископ Холмский и Люблинский. Приложил много сил для оживления епархиальной жизни, проявил себя энергичным архипастырем. Часто служил и проповедовал, посещал приходы и учебные заведения. Руководил строительством новых храмов, созданием новых церковно-приходских школ, учредил несколько периодических изданий («Холмская церковная жизнь» с «Народным листком», «Братская беседа», «Холмская Русь»). Приходские братства были объединены в Холмское Богородицкое братство, что активизировало их деятельность (в частности, братство открыло собственную типографию). По инициативе и при участии владыки были созданы Холмское женское благотворительное общество, Народно-просветительное общество Холмской Руси, Холмская архивная комиссия. Епископ Евлогий председательствовал на ежегодных съездах, созывавшихся для обсуждения различных вопросов церковной и общественной жизни.
Также уделял значительное внимание экономическому развитию Холмщины. При его активном содействии были учреждены Холмское сельскохозяйственное общество взаимного кредита, товарищество для покупки и парцелляционной распродажи имений православным земледельцам, Русское сельскохозяйственное общество Холмщины и Подляшья для улучшения крестьянского хозяйства. За тяготение к простым людям его иногда называли «мужицким архиереем».
С 20 мая 1912 — архиепископ.

Член Государственной думы
В 1907 был избран членом II Государственной думы от православного населения Люблинского и Седлецкого воеводств. В 1907—1912 — член III Государственной думы. Входил в состав ряда думских комиссий: законодательных предположений, вероисповедной, старообрядческой, аграрной. Являлся председателем вероисповедной комиссии. Был членом фракции умеренно-правых, затем Русской национальной фракции. Старался защищать интересы крестьян, в том числе вступая в противоречия с правыми депутатами из числа помещиков. Был активным сторонником государственной поддержки церковно-приходских школ. Выступал против расширения прав старообрядцев, предоставления им права проповеди. Уже в эмиграции пересмотрел некоторые свои взгляды того времени:
Может быть, и не надо было цепляться за старые позиции — бояться пропаганды, но мы, увы, тогда еще не знали, что придут безбожные агитаторы, которые будут кощунствовать и вытравлять самое понятие Бога из русских душ. Лишь теперь, оглядываясь назад, видишь, как мы были близоруки.
Одним из основных результатов его депутатской деятельности было издание в 1912 закона об учреждении Холмской губернии из русских уездов Привислинского края и выделение ее из состава Царства Польского. Активно полемизировал с депутатами, представлявшими «Польское коло», Конституционно-демократическую партию и левые фракции, которые решительно возражали против сокращения территории Царства Польского. В ходе обсуждения законопроекта апеллировал к общественному мнению, привлекая его на сторону русского населения Холмщины. В результате, в Холмской губернии (её официальное учреждение состоялось в 1913) значительную роль с самого начала её существования стала играть Православная церковь под руководством владыки Евлогия. Однако после восстановления независимости Польши Холмщина вернулась в её состав (сейчас город Холм — это польский Хелм).
В годы Первой мировой и Гражданской войн
С 14 мая 1914 — архиепископ Волынский и Житомирский. В 1914 был назначен управляющим делами Русской православной церкви на оккупированных территориях Австро-Венгрии . Руководил массовым открытием в Галиции православных приходов, что привело к его обвинению частью российского общества в «русификации», а также вызвало негативную реакцию униатов. В 1916 был освобождён от этой должности.
В 1914-17гг не раз бывал на фронте, все это время проживал в прифронтовой полосе.
После Февр. рев-ции 1917 "...началась против меня травля. Называли "черносотенцем", "старорежимником", - вспоминал Евлогий. По своим полит, убеждениям я был монархистом... Монархии, убеждения сложились у меня органически, под влиянием ряда условий и обстоятельств моей жизни" (1, с. 171-72). 1-Й свободный Епархиальный съезд Волынского духовенства 14 апреля выразил доверие ему и просил Св. Синод оставить его на Волыни "как архипастыря любимого, уважаемого и искренне православным людям желанного" (там же, с. 287). Евлогий писал об этих днях: "Февр. рев-ция вызвала рев. брожение в епархии. Вооруж. рабочие... страшные озверевшие лица"; "...Рус. жизнь разваливалась и начинался хаос" (там же, с. 291, 299). Участвовал в подготовке Св. Собора Правосл. Рос. Церкви (открылся 15 авг.). На Соборе Евлогий был избран пред. отдела богослужения, проповедничества и церк. иск-ва (вопросы иконописи, архитектуры, пения музыки и церк.-ист. древности).
Участвовал в работе Всероссийского церковного собора 1917— 1918 , возглавлял отдел «Богослужение, проповедничество и церковное искусство», выступал за восстановление Патриаршества. Затем уехал на Украину, где боролся против автокефалистского движения. После занятия Киева войсками Директории в конце 1918 был арестован вместе с митрополитом Киевским Антонием (Храповицким) и отправлен в заключение в униатский базилианский монастырь. Затем архиереи были арестованы уже польскими властями, некоторое время жили во Львове в резиденции униатского митрополита Андрея Шептицкого, который приложил усилия для их освобождения.
Когда владыки Антоний и Евлогий были освобождены, они в августе 1919 прибыли в Екатеринодар в расположение Добровольческой армии. Там архиепископ Евлогий участвовал в деятельности Высшего церковного управления в Новочеркасске.

Деятельность в эмиграции
В 1920 вместе с некоторыми другими православными архиереями эмигрировал из Новороссийска в Константинополь, затем переехал в Белград. В составе сербской делегации в июле 1920 участвовал в работе Всемирной конференции представителей христианских церквей в Женеве. Осенью 1920 Временное Высшее Церковное Управление под руководством митрополита Антония (Храповицкого) назначило владыку Евлогия управляющим всеми западноевропейскими русскими церквами, включая церкви в Софии и Бухаресте, на правах епархиального архиерея. В марте 1921 Патриарх Тихон подтвердил это назначение.
Участвовал в монархическом съезде в Рейхенгалле (Бавария) в 1921, но затем отошёл от политической деятельности, сосредоточившись на церковной работе. Посещал лагеря русских беженцев. Осенью 1921 принял участие в работе Русского Всезаграничного церковного собора в Сремских Карловцах, оказался в числе меньшинства его участников, выступавших против вовлечения православной Церкви за рубежом в политическую деятельность монархического толка. Такая позиция была поддержана Патриархом Тихоном, который в январе 1922 возвёл архиепископа Евлогия в сан митрополита, а потом, упразднив Указом от 5 мая 1922 Высшее Русское Церковное Управление за границей (ВРЦУ), передал в его ведение все заграничные русские православные приходы. Митрополит Евлогий, однако, фактически уклонился от восприятия порученной ему власти [1]; вместо того, предложил «просить Вселенского Патриарха о созыве Собора с участием представителей от других Автокефальных Церквей». Остался в составе Заграничного Архиерейского Синода, учреждённого вместо упразднённого ВРЦУ, хотя и на правах некоторой автономии — митрополичьего округа.

Глава церковного управления в Париже
В 1922 перевёл епархиальное управление в Париж, налаживал церковную жизнь в существовавших в Европе православных приходах, открывал новые, в том числе Сергиевское подворье в Париже, а также множество храмов в различных странах. Получил поддержку либеральной и умеренно-консервативной части русской эмиграции, тогда как правые эмигрантские круги сохранили ориентацию на митрополита Антония. Прилагал усилия к созданию в эмиграции сестричеств и организации монашеской жизни, причём поддерживал принцип «монашества в миру» (сторонницей которого была, в частности, мать Мария).
В эмиграции придерживался весьма либеральных взглядов. Так, первым среди русских православных архиереев разрешил трансляцию по радио церковных служб, говоря: «Когда-то и против электричества боролись. А на самом деле всякая сила, человеку полезная и человека улучшающая, — от Бога». Активно участвовал в экуменической деятельности. Еще в январе 1912 стал первым председателем «Общества сближения Англиканской Церкви с Православной». В эмиграции стал председателем Содружества святого Албания и преподобного Сергия, деятельность которого была направлена на поддержание православно-англиканского диалога.
В начале 1920-х годов стал инициатором создания Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в 1925 —1946 был ректором института. Привлёк к преподаванию в нём известных учёных, таких как А. В. Карташёв , С. Н. Булгаков , В. В. Зеньковский, Г. В. Флоровский , Г. П. Федотов , Б. П. Вышеславцев, В. Н. Ильин и др. Институт быстро стал интеллектуальным центром русской церковной эмиграции и, в то же время, подвергался критике со стороны крайне консервативно настроенных церковных деятелей, обвинявших преподавателей этого учебного заведения в либерализме и экуменизме.
Поддерживал Русское студенческое христианское движение (РСХД), считал, что для молодежи, если она от Церкви отстает далеко, сразу войти в нее трудно, надо сначала дать ей постоять на дворе, как некогда стояли оглашенные, и потом уже постепенно и осторожно вводить ее в религиозную стихию Церкви, иначе можно молодые души спугнуть, и они разлетятся в разные стороны: в теософию, антропософию и другие лжеучения.

Участие в церковных конфликтах
Находился в сложных отношениях с Русской Православной Церковью заграницей (РПЦЗ), которой руководил Архиерейский Синод под председательством м-та Антония. В 1926 отказался подчиняться РПЦЗ из-за её политизированного характера и последовательного монархизма.
В 1927 последовал окончательный раскол православной эмиграции на «карловчан» и «евлогиан». Остался в юрисдикции Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), согласился (наряду с епископом Вениамином (Федченковым) на его требование «лояльности» по отношению к советскому правительству, оговорив, что понимает под этим аполитичность эмигрантской церкви, а не подчинение Советской власти. Такая позиция митрополита Евлогия вызвала негативную реакцию со стороны многих эмигрантов.
В начале 1930 года принял участие в молениях о «страждущей Русской Церкви», проведённых по инициативе Архиепископа Кентерберийского в Лондоне . В ответ 10 июня 1930 был уволен митрополитом Сергием от управления русскими церквами в Западной Европе и запрещён в священнослужении. Этих решений не признал, в 1931 перешёл в юрисдикцию Константинопольского патриархата (см. статью Западноевропейский Экзархат русской традиции).
В 1934 примирился с митрополитом Антонием (незадолго до смерти последнего), однако это решение не привело к объединению «карловчан» и «евлогиан».

Последние годы жизни
Во время 2-й мир. войны и оккупации Франции вел себя как рус. патриот и одним из первых в 1945 получил сов. паспорт.
В последние годы жизни был сторонником сближения с Московской Патриархией. В 1945 обратился к пастве с призывом вернуться «в лоно» Русской церкви:
Хочется облобызать родную русскую землю. Хочется успокоения в лоне родной Матери Церкви и нам старикам…, и молодым, и зрелым, чтобы поработать над возрождением Родины, залечить ее зияющие раны.
Менее чем за год до своей кончины 77-летний митрополит, по его прошению, вновь был принят в юрисдикцию Русской православной церкви патриархом Московским и всея Руси Алексием I и 2 сентября 1945 воссоединился с Московским Патриархатом в должности Экзарха Западно-Европейских православных церквей. При этом не выходил из юрисдикции Константинопольского патриархата. В последние месяцы жизни, по воспоминаниям современников, наблюдал определённое пренебрежение к нему со стороны Москвы, ощущал разочарование от своего шага и переживал, что, возможно, поторопился.
Скончался ранним утром 8 августа 1946 в доме на рю Дарю при кафедральной Александро-Невской церкви в Париже. Погребён на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа в крипте церкви Успения Божией Матери.

Послесловие. После смерти митрополита Евлогия его "церковный удел" вновь обратился в ведение патриарха Константинопольского. В 1965 году патриарх Афинагор упразднил "Временный экзархат православных русских церквей в Западной Европе" и предложил его приходам вернуться в состав Московского патриархата, однако они предпочли объявить себя "Независимой и самостоятельной архиепископией Православной церкви Франции и Западной Европы", каковой оставались до 1971 года, когда вновь были приняты в состав Константинопольского патриархата, "чтоб они не были совершенно лишены высшего церковного надзора и связи с административной системой Церкви", как говорилось в патриаршем томосе.
8 августа 2006г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, обращаясь к участникам панихиды, отслуженной по случаю 60 лет со дня кончины митрополита Евлогия, в Успенском кафедральном соборе Смоленска, подчеркнул, что, хотя "превратности истории" привели его к "временному отделению от московского патриаршего престола", он все же "сохранил до конца своей жизни" верность Русской православной церкви, которую в полной мере восстановил в последние годы.

Воспоминания митрополита Евлогия составлялись Т.И.Манухиной на основе автобиографических рассказов. Запись воспоминаний продолжалась три года с 1935 г. по 1938 г. Владыка Евлогий был удивительный рассказчик: его речь была образна, лилась непринужденно, была пересыпана живописными подробностями и тонкой иронией. Образы, о которых говорил, вставали как живые. Но самым замечательным, однако, при этом был сам Владыка: от него веяло подлинным Гомеровским эпосом: мудростью старца, бесконечно много видевшего, бесконечно много испытавшего и за всю свою долгую жизнь не разочаровавшегося в людях вспоминал Л. А. Зандер (2).
При подготовке мемуаров использовались архивные документы. Рассказывая о появлении русских храмов и приходов за рубежом, митрополит Евлогий привлекал документы из Архива Епархиального управления. Работа над воспоминаниям завершилась весной 1938г. За 1938–1940гг. текст был незначительно дополнен данными, касающимися церковно-приходского строительства и экуменического движения. События Второй мировой войны, оккупация Франции Германией не нашли отражения в тексте мемуаров, так как уже в 1938г. митрополит Евлогий считал его законченным. Необходимо отметить, что митрополит Евлогий не хотел публиковать воспоминания при своей жизни. Более того, он взял с Т. И. Манухиной слово о том, что до его смерти о существовании мемуаров никто не будет знать. Именно этим объясняется тот факт, что мемуары были изданы только после его смерти, спустя восемь лет после окончания работы над ними.

Список литературы
1. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. - Париж, 1947. 676 с. (2-е изд. - М.: Крутицкое подворье; Московский рабочий, 1994).
2. Зандер Л. А. Наш дорогой Владыка // Церковно-исторический вестник. – 2002. N 9. – С. 186
3. О нашей православной русской церковности. - Вюнсдорф, 1922.
4. Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972 / Составитель Н. М. Зернов.- Boston: G. K. Hall & Co., 1973.
5. Двадцатипятилетний юбилей Православного Богословского института в Париже: 1925-1950. - Париж, 1950. С. 21.
6. Журнал Московской Патриархии . 2006, № 12, стр. 75 - 81: А. Кострюков. Митрополит Евлогий (Георгиевский) и Патриарший указ об упразднении Зарубежного ВЦУ — см. на сайте ЖМП
7. М.Е. Голостенова в кн.: Политические деятели России 1917. биографический словарь. Москва, 1993
8. Западноевропейский Экзархат русской традиции


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 8
Зарегистрирован: 08.05.07
Откуда: Тула
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.08 06:05. Заголовок: Денис, спасибо! Доку..


Денис, спасибо!
Документально подтвержден интересный эпизод из жизни его отца. Место священника Семен Иванович "получил" женившись на племяннице местного священника, а "претендентов" было как минимум трое.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1
Зарегистрирован: 23.12.08
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.08 14:56. Заголовок: Привет, ребята, как ..


Привет, ребята, как приятно всех знакомых видеть! участник конференции Елена Ляйрих

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет