История 8 МАРТА. Цеткин, Люксембург, «крылатый эрос» и революция
Ниже мы постараемся показать наиболее полное и беспристрасное описание известных фактов, большинство из которых официальные СМИ предпочитают не замечать или ретушировать. Чтобы не портить праздник женщинам, которых мы любим не только один в день в году, начнём с описания Православного женского праздника.
Праздник Православный
Просвещения ради хотим напомнить дорогим читателям, что не всякий праздник, даже популярный, несёт в своей основе доброе начало.
Православная Церковь имеет благочестивую традицию отмечать особую роль прекрасной половины человечества спустя две недели после Пасхи – на праздник святых Жен-Мироносиц. Мы вспоминаем благочестивых жен, ставших свидетельницами чудес, страданий, смерти и воскресения Исуса Христа. Популярный же ныне светский «международный женский день» 8 марта, на наш взгляд, не только не уместен к празднованию в это время, но и в истории своего появления имеет подоплёку и мотивы, не совместимые с христианской моралью.
Святые Жены-Мироносицы – это Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна. Это они – те самые женщины, которые из любви к Спасителю Исусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать Его тело миром, как полагалось по обычаю иудеев. Это им первым явился Воскресший Спаситель. От них же произошло самое радостное приветствие: «Христос Воскресе!».
Праздник Недели (воскресенья) святых Жен-Мироносиц издревле почитался на Руси. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта чисто русской праведности — подчёркнутое целомудрие христианского брака, как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси.
Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Вдовые русские княгини не выходили замуж повторно, хотя такой брак допускался Церковью. Многие после погребения мужа постригались и уходили в монастырь. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротка, терпелива, всепрощающа.
Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их Софья, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.
Явление Ангела женам-мироносицам
Каждая женщина, которая верна своему, данному Богом предназначению, является мироносицей по жизни — несет мир своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать.
Неделя святых Жен-Мироносиц — это праздник каждой православной христианки, поистине православный женский день. И то, что этот день каждый год выпадает на новую дату, следуя за Пасхой, является символом того, что любить и поздравлять любимых женщин надо не только в строго отведённый календарный день, но во всякий день года.
Праздник светский
В чем же отличие указанной выше православной традиции от той, согласно которой миллионы мужчин в России как один поздравляют своих дам с 8 марта, в сердцах кляня нездоровый ажиотаж и особенно жадных до наживы цветочных торговцев?
Первое, что бросается в глаза – это относительная новизна традиции, даже согласно официальной легенде возникшей в начале XX века на волне раскрепощения и эмансипации женщин.
Логично предположить, что традиция появилась не на пустом месте, и что-то заставляло женщин заявлять о своей солидарности именно в начале весны.
В случае с 8 марта времени прошло не так много, однако даже современная википедия не то темнит, не то лукаво умалчивает полный список событий, предшествовавших установлению 8 марта в качестве «международного» женского дня. Коллекция марок – это здорово, но мы нашли гораздо больше интересных фактов…
Недосказанность порождает новые вопросы, которые нередко обрастают мифами и легендами. В начале аргументированного рассказа приведём наиболее часто цитируемую «страшилку», доказательств правдоподобности которой в сети найти не удалось. Следом рассмотрим более достоверные события и подробнее остановимся на личностях главных застрельщиков создания «международного женского дня».
Праздник демонизированный
Вот наиболее полный, но бездоказательный, список «убойных аргументов» версии о том, что женской солидарности изначально требовали не все женщины, а лишь представительницы одной древней неблагородной профессии:
8 марта со времен Вавилона считался днем “Вавилонских блудниц”
Проявление женской солидарности в Европе и Америке проходили по случаю иудейского праздника Пурим, отмечаемого в начале весны и посвященного хитрой царице Эстер.
8 марта 1857 года текстильщицы Нью-Йорка прошли “маршем пустых кастрюль” по Манхэттену с требованием равноправия и улучшения условий труда. Демонстрацию, разумеется, разогнали, но шума в связи со своей необычностью она наделала немало.
8 марта 1894 года в Париже девушки легкого поведения провели демонстрацию с требованиями признания их прав и учреждения профсоюза путан.
8 марта 1895 года проститутки Чикаго вышли на демонстрацию с требованием выплатить зарплату … матросам, которые накопили большие долги и не могли во время рассчитаться со своими подругами.
8 марта 1896 года, то же самое повторилось в Нью-Йорке и стало распространяться по другим городам.
Наиболее достоверной из перечисленного выше кажется информация о «марше пустых кастрюль» на Манхэттене в 1857 году, когда после взрыва на текстильной фабрике местные женщины требовали повышения зарплаты, улучшения условий труда и равноправия.
Так или иначе, но в начале ХХ века об этом случае вспомнили активистки нью-йоркской социал-демократической организации. В воскресенье, 8 марта 1908 года они собрали митинг в защиту прав женщин, требуя права голоса на выборах и улучшения условий труда. Митинг разогнала полиция, но спустя год Социалистическая партия Америки решила провозгласить Национальным женским днем последнее воскресенье февраля. Этот день вновь был отмечен маршами и забастовками женщин.
Праздник феминистский
В своём прошлогоднем однобоком обзоре журнал «Дилетант» подтверждает, что в 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который в последнее воскресение февраля праздновался парадом свободных женщин США до 1913 года.
Журнал отмечает, что в этом параде всегда принимала участие колонна матерей-одиночек, а немного дальше гордо шагали более колоритные «жрицы любви». Позднее этот парад стал прообразом будущих «Парадов гордости», которые переквалифицировались позднее в парады сексменьшинств. В том же обзоре приведена не встречавшаяся ранее любопытная фотография женщин, позирующих на фоне плаката с надписью на иврите без указания места и времени фотографии.
Во вторник, 23 февраля 1910 года по старому стилю (8 марта года по новому стилю), на который выпал иудейский праздник Пурим, пламенные революционерки немка Клара Цеткин и польская еврейка Роза Люксембург потребовали от властей Германии уравнять в правах женщин и мужчин. Злые языки говорили, что, в частности, они лоббировали идею создания частного профсоюза для девиц лёгкого поведения, уравняв древнейшую профессию с остальными, поскольку обе они придерживались крайне либеральных взглядов.
27 августа того же 1910 года на втором Международным социалистическом конгрессе в Копенгагене его руководительница Клара Цеткин предложила создать ежегодный день борьбы трудящихся женщин мира за свои права.
Отмечалось, однако, что де факто весенний день женской солидарности в то время имели лишь европейские жрицы плотской любви, которые отдавали заработанную в «Венерин» день выручку в пользу своих коллег, получивших профессиональные заболевания…
Праздник солидарный
По сообщениям из интернета, впервые более-менее широко женский день “Клары Цеткин” отметили лишь в 1911 году. Речь идёт о четырех странах: Австрии, Дании, Швейцарии и Германии, причём дата указывается 19 марта. Выглядит это не очень правдоподобно, так как 19 марта 1911 года приходится на среду, а если предположить, что в России по старому стилю это было 3 марта, то всё равно выходит, что это был вторник. Сообщалось также (без ссылки на источник), что в 1912 году эти страны праздновали «женский день» 12 мая, хотя по европейскому «новому стилю» это был четверг.
В 1913 году во Франции женщины митинговали 2 марта – в воскресенье. Через неделю, 9 марта, сообщалось о митингах в Австрии, Швейцарии, Чехии, Голландии и Венгрии, а в Германии они прошли в среду, 12 марта.
Праздник заразный
В некоторых материалах по теме сообщалось о некоей женской активности в Санкт-Петербурге 2 марта 1913 года, но данных о количестве участников и фамилий организаторов не удалось найти даже в советских источниках. Несмотря на это, именно советские идеологи на протяжении нескольких десятилетий пытались всячески развивать миф о «международном» женском дне.
Лишь в 1914 году – в первый (и уже последний) раз «международный женский день» отмечался в воскресенье 8 марта сразу в шести странах: Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, Швейцарии и России.
Отметим особо, ввиду «международности», что Россия до 1917 года жила по «старому» юлианскому календарю, то есть, строго говоря, «праздник» в России должен был отмечаться не 8 марта (как в Европе), а 23 февраля, хотя информация эта также требует подтверждения.
Первая мировая война вынудила Европу надолго забыть о подобных акциях за равноправие. Однако в России эта дата еще даст о себе знать.
Праздник революционный
В четверг 23 февраля 1917 года по старому стилю (8 марта 1917 года по новому стилю, снова по стечению обстоятельств выпавшее на иудейский Пурим) на улицы Петрограда вышли женщины, чтобы опротестовать незакончившуюся войну, которая уносила жизни их мужей. Митинг проходил под лозунгами “Хлеба и мира”. Некоторые стихийные акции переросли в массовые стачки с полицией и демонстрации.
24-25 февраля массовые бунты переросли уже во всеобщую забастовку. В воскресенье 26 февраля, или 11 марта н.с., отдельные конфликты с полицией вылились в мини бои с вызванными в столицу войсками. События развивались стремительно, набирая обороты.
27 февраля всеобщая забастовка переросла в вооруженное восстание, в котором начался массовый переход войск (жены части солдат были в числе бунтующих) на сторону восставших, которые, в свою очередь, заняли важнейшие пункты города и правительственные здания.
Тут же были сформированы Совет рабочих и солдатских депутатов, временный комитет Государственной думы, из которого сформировалось временное правительство.
Праздник роковой
Действия, формально спровоцированные русскими женщинами, привели к тому, что в начале марта Николай II отрёкся от престола. В течение марта новая власть была установлена уже по всей России.
Итак, 8 марта/23 февраля – отправная точка Февральской революции, которая спустя полгода переросла в Октябрьский переворот и привела к образованию СССР…
История 8 марта. Факты, люди, биографии
Вернёмся к истории становления 8 марта в качестве женского праздника в СССР и России. Описаение зарождения традиции праздника было бы неполным без биографии его идейных вдохновительниц, которые по кускам пришлось собирать в интернете. Удивительно, что огромные пласты информации буквально стёрты в казалось бы безграничном интернет-пространстве. Как уже указывалось, данные Википедии при кажущейся разносторонности оказываются наиболее однобокими и ретушированными.
Главными инициаторами празднования «международного женского дня» в большевистской России были увековеченные в названиях улиц многих городов Клара Цеткин и Александра Коллонтай. Они неоднократно убеждали В.И. Ленина сделать 8 марта официальным коммунистическим праздником.
Биография Александры Коллонтай
Александра Коллонтай
Александра Коллонтай родилась в Болгарии в 1871 году в зажиточной семье. Выйдя замуж в 18 лет за своего троюродного брата, через пять лет она оставила мужа и сына, чтобы участвовать в революционном движении:
«Я хотела быть свободной, — признавалась она. — Маленькие хозяйственные и домашние заботы заполоняли весь день, и я не могла больше писать повести и романы… Как только маленький сын засыпал, я шла в соседнюю комнату, чтобы снова взяться за книгу Ленина».
При этом в доме было много прислуги, а сама Коллонтай никогда ничего не стирала и не готовила.Она едет в Цюрих, где знакомится с Розой Люксембург, Георгием Плехановым, Владимиром Ульяновым. Весной 1917 года по поручению партии она стала вести революционную работу среди моряков.
По предложению Ленина Коллонтай зарегистрировала свой брак с балтийским матросом Павлом Дыбенко, который был на 17 лет моложе неё. Позднее он стал наркомом по морским делам. Записью их брака была начата первая советская книга актов гражданского состояния (ЗАГС): им было выдано свидетельство о браке под номером 1.
Семейную идиллию омрачало только одно: идея «свободной любви», которую стала активно проповедовать Александра Михайловна Коллонтай. В книгах «Дорогу крылатому Эросу» и «Любовь пчел трудовых» Коллонтай изложила основные положения своей теории «революции полов». Ей принадлежит изречение о том, что “отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды”.
В своём политическом памфлете 1921 года «Коммунистическая мораль в сфере супружеских отношений» она развивала эту мысль. Жаль нигде в сети не удаётся отыскать эти творения молодого советского общества…
После революции Коллонтай вошла в ЦИК партии, возглавила Отдел по охране материнства и младенчества (!) и Коллегию по охране и обеспечению материнства и младенчества. «Политика этих структур строилась на том постулате, что охрана материнства как специфической функции женщины является прямой обязанностью государства».
При этом Коллонтай в течение целых двадцати лет не видела своего единственного сына и не проявляла к нему никакого интереса. К семье она относилась крайне скептически, полагая, что женщины должны служить интересам класса, а не обособленной ячейке общества. В статье «Отношения между полами и классовая мораль» она писала: «Для рабочего класса большая „текучесть“, меньшая закреплённость общения полов вполне совпадает и даже непосредственно вытекает из основных задач данного класса».
Коллонтай также возглавляла советское общество «Долой стыд», члены которого в 1920-е годы нагишом ходили по Москве и другим городам. Одной из самых массовых акций общества был нудистский парад по улицам Москвы и Красной Площади, который возглавила сама 50-летняя Александра Коллонтай.
Идейным вдохновителем голых пролетариев был верный сын ленинской партии и близкий друг Льва Троцкого Карл Радек, возглавлявший колонны раздетых, марширующих по Красной площади у стен священного Кремля. В обществе состоял также и Маяковский.
Владимир Маяковский и Карл Радек принимали участие в деятельности общества “Долой стыд”
Карл Бернгардович Радек руководил отделом внешней политики Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и отдела Центральной Европы наркомата внешних дел, где отвечал за политику экспорта революции.
Долой стыд, Карл Радек, Маяковский, Роза Люксембург, Клара Цеткин, Александра Коллонтай, Владимир Ленин, Советская власть, Кпсс, партия, социал-демократы, Пурим, иудеи, революционеры, феминизм, равноправие, права женщин, избирательные права, крылатый эрос, история праздника 8 марта, СССР, расследование, 23 февраля, праздник Жен-Мироносиц, Церковь, РПЦ МП, старообрядцы, традиции, православие, христианство, спаситель, Исус Христос, Мария Магдалина, пропаганда, политика, ложь, фальсификация, история
В те годы зарубежные журналисты и дипломаты делали множество снимков с мест событий; ныне те снимки хранятся в архивах США, Великобритании, Бельгии, Германии; снимки отечественных ответственных лиц либо хранятся в закрытых архивах, либо вывезены и проданы за рубеж. Исследователь Сергей Агарков указывает: «Партия в последующем очень негативно относилась к тому периоду, когда пропагандировала сексуальную свободу, распущенность. Достать снимки, протоколы и документы об обществе «Долой стыд!» труднее, чем какие-то документы НКВД. Фотографии демонстраций на Красной площади, – а их несколько десятков, – они так упрятаны в архивы партии, что до них трудно докопаться, некоторые вывезены за рубеж». Отношения Коллонтай и второго мужа наркома Дыбенко закончились печально: Коллонтай уличила его в измене, затем он стрелял себе в сердце, но не попал. Она дождалась его выздоровления и покинула навсегда. Затем приняла предложение возглавить дипломатическую миссию в Норвегии.
В июле 1938 года бывшего наркома морских дел Дыбенко расстреляли. Коллонтай пережила его на 14 лет. Она работала в Мексике, Швеции, участвовала в создании проекта нынешнего Совета Безопасности ООН, была членом делегации СССР в Лиге Наций.
В 1943 году ее разбил удар, и почти 10 лет она передвигалась в инвалидной коляске. Умерла первая женщина-дипломат в 1952 году.
Биография Клары Цеткин
Клара распутная
Клара родилась в 1857 году в Германии в семье сельского учителя. Выделялась любознательностью и цепкой памятью: в 9 лет девочка прочла всего Гёте и Шиллера, с удовольствием декламировала их стихи.
Сообщалось, что в 18 лет родной отец отлучил Клару от церкви за распутство.
В 20 лет, обучаясь в Лейпциге, Клара Айснер вступила в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ). В это же время она познакомилась со своим будущим спутником жизни – русским революционером-эмигрантом Осипом Цеткиным, вместе с которым вскоре была вынуждена уехать в Цюрих, спасаясь от усилившихся в Германии гонений на социалистов.
Вскоре Цеткины переселились в Париж, где Осип и Клара продолжили заниматься партийной деятельностью. В 1889 году Осип, чьей фамилией стала подписываться Клара, умер от туберкулёза, однако, несмотря на двоих сыновей свой брак они так и не зарегистрировали официально.
Клара революционная
Клара Цеткин активно участвовала в подготовке и работе Учредительного конгресса 2-го Интернационала в Париже в 1889 году, где выступила с речью о роли женщин в революционной борьбе, а с 1892 года, вернувшись в Германию, стала издавать газету СДПГ для женщин “Равенство”.
В 1897 году, когда ей было сорок лет, Клара влюбилась в студента Академии искусств художника Георга Фридриха Цунделя, который был моложе её на 18 лет. Вскоре они поженились. Успешная продажа работ Цунделя (заказных портретов) позволили им купить в 1904 году довольно просторный дом в под Штутгартом. Видом из его окон любил любоваться Владимир Ленин. Ещё через пару лет супруги купили автомобиль.
В 1914 году супруги расстались. Поводом стало различное отношение к Первой мировой войне. Клара Цеткин выступала против империалистической войны, а Георг наперекор ей записался добровольцем в армию. Клара переживала уход супруга и долгие годы не давала ему официального развода. Только в 1928 году (ей было почти 71) она согласилась на развод, и художник тут же женился на своей давней избраннице Пауле Бош, дочери основателя электротехнического концерна Роберта Боша, которой к моменту их официального бракосочетания уже давно перевалило за 30.
В 1907 году 22-летний сын Клары Константин, который ходил на собрания созданной ей женского крыла СДПГ, стал любовником другой его активистки – 36-летней Розы Люксембург. Из-за этого Клара была некоторое время в ссоре со своей единомышленницей и подругой Розой. Спустя несколько лет, когда Клара Цеткин разошлась с художником Георгом, её сын в это же время а бросил Розу Люксембург, и общее горе их опять сблизило – ну чем не истинное проявление социалистической женской солидарности…
На Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене в 1910 году по предложению Клары Цеткин было принято решение о праздновании Международного женского дня.
В 1917 году за пропаганду против Первой мировой войны руководство СДПГ отстранило Цеткин от работы в редакции газеты “Равенство”. В том же году она приняла участие в основании Независимой социал-демократической партии (НСДПГ).
Цеткин и свободная любовь
В брошюре “Женский вопрос и социализм” Цеткин пишет о противоречии между выполнением женщиной одновременно профессиональных и семейных обязанностей и видит преодоление этого противоречия в участии женщин в революционной борьбе. По призыву Цеткин в ноябре 1918г. сторонницы социалистического феминизма устраивают праздники свободной любви для коммунистических боевиков. В 1920 г., во время советско-польской войны, Цеткин заявляет с трибуны Рейхстага:
“Ни один вагон с оружием… для польских войск, со станками для военных заводов, построенных в Польше капиталистами Антанты, не должен пересечь границу Германии”. Для этого мобилизуются “сознательные пролетарские женщины”, предлагающие свою любовь любому “сознательному рабочему”, отказывающемуся участвовать в выполнении военных заказов.
В 1920 году в возрасте 63 лет Клара Цеткин впервые поехала в Советский союз. В последующие годы Цеткин часто приезжала в Москву для участия в конгрессах Коминтерна.
Соратники по партии недаром звали Цеткин “дикая Клара”. Она была чуть ли не единственной среди немецких социал-демократов, кто поддержал ленинские методы революции. Это поссорило её с большинством бывших соратников и фактически вынудило под конец жизни переехать в СССР. Но и отсюда не постеснялась написать гневную отповедь французскому революционеру Паулю Леви, возмутившемуся показательным расстрелом 413 коммерсантов во время красного террора:
“Вы не точны в фактах, – писала она. – Начать следует с того, что расстрелянных было 402. И давайте для начала вспомним великие строки Киплинга: “В час возмездья сожми мою руку, мой друг, будет хладной она, как клинок”.
С 1925 г. Цеткин постоянно жила в СССР, в правительственном санатории Архангельское. Ее мучили страшные удушья и почти невыносимые боли в ногах. Но она не прекращала диктовать статьи. Даже в последнюю минуту жизни её мысли были обращены не к собравшимся у постели родственникам, а к погибшим боевым соратникам – Розе Люксембург и Карлу Либкнехту.
В похоронной церемонии немецкой революционерки приняли участие 600 тысяч человек. Прах Цеткин был помещен в урне в кремлевской стене на Красной площади в Москве.
Биография Розы Люксембург
Роза Люксембург
Роза Люксембург (настоящее имя Розалия Люксенбург) родилась 5 марта 1871 г. в русской Польше, была пятым ребёнком в бедной еврейской семье, отец был коммерсантом. Блестяще училась в Варшаве и Швейцарии, куда эмигрировала для занятий политической агитацией.В 1893 г. Роза вместе с революционерами Тышкой, Мархлевским, Варским и другими участвовала в основании социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ), возглавила её печатный орган «Справа роботнича». В этот же период она вела ожесточенную борьбу с Польской социалистической партией (ПСП), хотя Плеханов и Энгельс относились к этой борьбе далеко не одобрительно.Для того, чтобы получить немецкое гражданство, ей пришлось оформить фиктивный брак с немецким подданным Густавом Любеком.В 1907 году у 36-летней Розы начался длительный роман с 22-летним сыном Клары Цеткин Константином, о чём свидетельствует их многолетняя переписка (написано около 600 писем). Однажды Константин вместе с матерью посетил заседания очередного съезда Второго Интернационала, состоявшегося в Штутгарте, и был восхищён пламенными речами Розы Люксембург. Вскоре она стала его наставником в изучении марксизма, а заодно и любовницей.
Как сообщалось выше, такая любовь сначала поссорила между собой двух пламенных революционерок крайне свободных взглядов. Однако со временем развод Клары Цеткин со вторым мужем Георгом Цунделем и почти одновременный разрыв сына Константина с Розой снова сблизил давних подруг — они периодически встречались в доме Клары под Штутгартом, а также вели переписку. Больше ни в каких браках Роза Люксембург не состояла и детей не имела.
Люксембург стала видной фигурой крайне левого крыла германской социал-демократической партии. Она проявила себя как талантливый журналист и оратор, многократно и долго сидела в польских и немецких тюрьмах. Она общалась с Плехановым, Бебелем, Лениным, Жоресом, вела с ними полемику.
Находясь летом 1906 г. в Финляндии, Роза Люксембург написала брошюру «Массовая забастовка, партия и профсоюзы», в которой обобщала опыт русской революции и формулировала в свете этого опыта задачи германского рабочего движения. Брошюра получила высокую оценку В. И. Ленина.
Однако после революции она резко критиковала большевиков за установление в России однопартийной диктатуры, попрание демократических свобод и подавление оппозиционных партий.
,
В сентябре 1918 года Роза Люксембург написала статьи, изданные посмертно в 1922 году под заглавием «Русская революция. Критическая оценка слабости». Она предсказала, во что выльется подавление политических свобод ленинской «диктатурой пролетариата»:
«С подавлением свободной политической жизни во всей стране, жизнь и в Советах неизбежно всё более и более замирает. Без свободных выборов, без неограниченной свободы печати и собраний, без свободной борьбы мнений, жизнь отмирает во всех общественных учреждениях, становится только подобием жизни, при котором только бюрократия остаётся действующим элементом… Господствует и управляет несколько десятков энергичных и опытных партийных руководителей. Среди них действительно руководит только дюжина наиболее выдающихся людей и только отборная часть рабочего класса время от времени собирается на собрания для того, чтобы аплодировать речам вождей и единогласно одобрять предлагаемые резолюции. Таким образом — это диктатура клики, несомненная диктатура, но не пролетариата, а кучки политиканов».
Р. Люксембург Русская революция. Критическая оценка слабости (1918)
После подавления восстания берлинских рабочих в январе 1919 года Люксембург была арестована вместе с соратником по партии Карлом Либкнехтом, а по дороге с допроса в тюрьму они были убиты конвойными. По свидетельству капитана Пабста, который допрашивал Розу Люксембург, её увезли из отеля «Эден», где проводился допрос, забили прикладами, выстрелили в висок и сбросили в Ландверский канал.
Вместо заключения
Если оставить за рамками рассмотрения крайне радикальные и надуманные версии, то следует признать политическую подоплёку праздника. Он представлял собой удобное средство манипулирования массами для исполнения реальных целей революционно настроенных лидеров. Позднее дух и настрой праздника удачно подошёл советской власти для укрепления своих позиций – создания монопольного авторитарного тоталитарного государства.
По официальной версии, просьбы двух феминисток Клары Цеткин и Розы Люксембург такподействовали на Ильича, и добрых 60 лет советские женщины, вооружившись транспарантами выходили с маршами в поддержу угнетаемых в капстранах.
Официальным нерабочим днём этот «праздник» был объявлен в СССР только в 1975 году – в пику ООН, объявившим тот год «международным годом женщины».
Страны, в которых сейчас официально празднуется 8 марта: Армения, Азербайджан, Афганистан, Беларусь, Буркина Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Казахстан, Камбоджа, Киргизия, Кирибати, Китай (официально рабочий день для всех), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной только для женщин), Молдова, Монголия, Непал, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Уганда, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория, Еритрея, Латвия.
Можно спорить и рассуждать о том, насколько важна в праздничный день предыстория этого события. Безусловно, найдутся те, кому внимание мужчин приятнее и дороже всяких условностей. К тому же большинство мужчин устроены таким образом, что им гораздо проще «проставиться» в чётко обозначенный день, нежели утруждать себя романтическими мыслями в течение года.
Есть зерно в этих словах, но если взять шире – корень зла лежит как раз в том, что с забвением благочестивых традиций мужчины стали воспринимать женщин как чужеродные обособленные объекты, а не хранительниц домашнего очага и верных спутниц жизни. Может поэтому дарить цветы и оказывать внимание жёнам в течение года так редко приходит им на ум?