Отправлено: 20.09.09 11:01. Заголовок: Вопрос о жд линии москва-курск
http://railwaycalendars.narod.ru/Dorogamoru.html интересная статья о строительстве московско-курской жд.Прочитав эту статью у меня возник вопрос-там написано,что в туле были 3крупных жд станции,тула-курская,тула-ряжская и еще одна станция,от которой начиналась узкоколейная жд на венев.но ведь в веневе не было ужд!а единственная ужд начиналась на ст.тула-курская,шла через ст.тула-лихвинская на город лихвин(чекалин).Ведь так же?
Отправлено: 20.09.09 18:03. Заголовок: Аlеx1 , спасибо за с..
Аlеx1 , спасибо за ссылку!
Первое, что приходит в голову, это ошибка. Скорее всего автор статьи имел ввиду не Венев, а Лихвин. Жд-линия Тула-Венёв никогда не существовала. Однако, возможность её проведения активно обсуждалось в 1874 и 1892 годах. Может даже было начато строительство, и авторам статьи попался документ того времени, где описывалась будущая линия.
Отправлено: 25.01.12 20:31. Заголовок: Аlеx1 пишет: и еще ..
Аlеx1 пишет:
цитата:
и еще одна станция,от которой начиналась узкоколейная жд на венев
Кажется(может и ошибаюсь) нашел эту узкоколейную ж/д ветку из Тулы на Венев. Иногда смотрю спутниковые карты, и случайно обратил внимание на странную прямую дорогу из окраины Тулы через леса, в направлении Венева: http://zalil.ru/32577548 пароль Венев
Через приблизительно 25 км дорога обрывается посреди леса и дальше идет заросшая просека,все же показывающая направление узкоколейки: http://zalil.ru/32577714 пароль Венев
Заросшая просека заканчивается рядом с Прогрессом(Рассветом), не дойдя до перекрестка около километра. Хотя может она и доходила, но из за вырубок и посадок этого не видно: http://zalil.ru/32577929 пароль Венев
Смотрел вот здесь- http://kartasosputnika.ru/64.htm Дорога состоит из абсолютно прямых отрезков, соединенных под пологими углами - аргумент в пользу, что это скорее всего ж/д.
Цитата из этого источника: "И, наконец, станция скромной узкоколейной ветки, которая протянулась до города Венева. Эту линию содержало и обслуживало «Московское общество подъездных путей». Что же касалось пассажиров, прибывающих в саму Тулу, то добирались они до города на извозчике или «посредством конки, что отходила от вокзала», – это были издержки отдаленного расположения станции." Вот здесь я обозначил красным цветом видимый контур предполагаемого ж/д пути: http://zalil.ru/32578601 пароль Венев http://zalil.ru/32578609 пароль Венев http://zalil.ru/32578636 пароль Венев
Евгений, вообще, интересная тема, но тут я вряд ли что-то могу добавить. Недавно мне один турист-велосипедист рассказывал, что наткнулся в засеке идущей вдоль трассы Тула-Венёв на хорошую дорогу отсыпанную щебнем. Она как раз параллельно трассе идет. Я предположил, что дорога связанна с военной частью существовашей еще не давно на границе Ленинского и Венёвского районов.
Синим показана заросшая просека, которуя впрочем все равно хорошо показывает контур возможного ж/д пути. Не знаю, существовали ли рельсы и ходил ли поезд, но заросшая просека до Рассвета видна хорошо . Участок показанный красным цветом покрыт щебенкой. И используется как проселочная дорога. Это видно на большем увеличении здесь: [url=http://kartasosputnika.ru/64.htm] Интересно, когда эту щебенку насыпали? В 19в или 20 в, когда строили военный городок... Не ясно, хотели ли вести путь до самого Венева или только до Рассвета, т.к. контуры просеки теряются у Рассвета. Интересно бы там побывать, поискать, может остались какие следы - шпалы, или хотя бы углубления в земле от них.Или дальше вырубленой просеки дело не пошло. А военную часть видимо строили с перспективой проложить туда рельсы по старому подготовленному маршруту 19-го века, либо они уже были , но только до середины маршрута Я уверен, из Тулы на Венев ж/д путь строили точно.
Отправлено: 26.01.12 23:43. Заголовок: Евгений, если и была..
Евгений, если и была дорога, то толька по этой просеке. Засека ведь казенная, выкупать землю не пришлось бы. РЖД кстати заявляет, что рассматривает возможность соединения линией Тулы и Узуново через Венёв.
Отправлено: 27.01.12 09:26. Заголовок: maxell пишет: если ..
maxell пишет:
цитата:
если и была дорога, то толька по этой просеке. Засека ведь казенная, выкупать землю не пришлось бы.
Тем более. Еще один аргумент в пользу.
Из книги Леонида Москалева "НАШИ УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ПАРОВОЗЫ" : "История строительства и эксплуатации паровозов узкой колеи в России берет свое начало в 1870 году, когда правительством было принято решение о сооружении узкоколейных железных дорог общего пользования. С этой целью за границей были закуплены первые узкоколейные паровозы. Вскоре такие локомотивы стали производить и отечественные заводы, а паровая тяга в течение многих десятилетий оставалась основным видом тяги на наших узкоколейных железных дорогах. В 1960 году, с выпуском Воткинским заводом последнего паровоза серии ВП-4, в СССР завершилось паровозостроение. В продолжение последующих десяти лет на советских узкоколейках происходил интенсивный переход на более прогрессивные виды тяги. Реально этот процесс в основном завершился в середине семидесятых годов.
В свою очередь, данный период, продолжавшийся более ста лет, можно разделить на четыре характерных этапа.
Первый этап — эксплуатации и строительства первых узкоколейных паровозов, начался, следуя из вышеизложенного, в 1870 году и продолжался в течение двадцати двух лет.
В 1892 году Министерством путей сообщения были приняты «Правила сооружения и эксплуатации паровозных подъездных к железным дорогам путей общего пользования», важный документ, который регламентировал основные требования к строительству узкоколеек вообще и паровозов в частности. С этого момента начинается второй этап — бурного роста числа узкоколейных железных дорог и массового строительства для них паровозов. Такая ситуация стала возможной благодаря заинтересованности в этой отрасли частного капитала. Второй этап закончился в 1919 году, когда наступившая в России разруха остановила изготовление паровозов узкой колеи в числе других технических отраслей."
Отправлено: 27.01.12 19:39. Заголовок: Поискал информацию о..
Поискал информацию о узкоколейной ж/д на Венев . Нашел интересный документ 24 октября 1912 г. о строительстве ужд Рязань-Тула-Рославль:
" По проекту Московского общества подъездных путей Средне-Русская линия железной дороги направляется от г. Рязани, через села: Мервино....и т.д., пересекая Павелецкую ветвь Рязанско-Уральской железной дороги у станции Кораблевка(находится под Серебряными Прудами), идет на г. Венев, на г. Тулу, где образует узел с Московско-Курской и Сызрано-Вяземской железной дорогой, выходит на Тула—Лихвинский узкоколейный подъездной путь Кроме сказанной магистрали, Московское общество подъездных путей проектирует и ответвления от станции Песочня к г. Брянску и к г. Вязьме. Оба эти направления линии все время идут параллельно, отдаляясь в пределах Рязанской губернии друг от друга в самом широком месте не более как на 20—25 верст, между г. Михайловым и станцией Кораблевка, Павелецкой железной дороги, и до 40 верст в самом широком месте — между станцией Узловой, Сызрано-ВяземскоЙ железной дороги, и г. Веневом, с тем, чтобы постепенно снова сойтись у станции Сухиничи и идти далее по одному направлению до г. Рославля."
Значит, по проекту, из Рязани выходили две узкоколейки- одна на Венев, другая на Узловую через Михайлов а сходились они аж в Сухиничах Брянской обл.
Получается что строительство участка Тула-Венев могло быть начато с начала 1913, и очевидно было остановлено с началом войны. http://www.history-ryazan.ru/node/13300
Если провести прямую линию из Рязани через Кораблевку - линия показывает прямо на Венев Венев не так прост, как кажется)))
Отправлено: 27.01.12 20:25. Заголовок: Евгений , очень инте..
Евгений , очень интересно! Странно, что в архивных документах про эту узкоколейку нет данных. Рельсы не могли бесследно ичезнуть, их должны были растащить местные. Хотя, может в 1935 узкоколейку на карьер строили из них?
Странно, что в архивных документах про эту узкоколейку нет данных.
Думаю, банально они потерялись или их засекретили из того, что строили там военную часть. Скорее всего ужд перестали строить строить с началом Первой мировой войны в 1914 году. Строительство участка велось наверняка от Тулы на Рязань , поскольку в Туле сосредоточены все металлургические заводы. Похоже, что до 1914 успели прорубить лишь целиком просеку почти что до Веневского перекрестка, а пути положили только до того места, где бывший Военный городок под Анишино, они вроде бы там до сих пор, но не отмечены на карте. До Венева и дальше путь так и не дошел. С началом войны строительство прекратилось, потом революция, советская власть... и все было забыто и утеряно.
В Воспоминаниях Ребров вспоминает что рельсы были по 18 метров. Поискал - узкоколейные рельсы в длину - около 8 метров. Еще на одном из сайтов написано, что по ошибке жд путь на Веневский карьер считался узкоколейным. На самом деле, он изначально строился обычным. Вот такие дела))) Если бы не войны и революции, сейчас бы ездили в Тулу и Рязань на поезде)))
Отправлено: 28.01.12 09:01. Заголовок: Поискал следы ветки ..
Поискал следы ветки от Рязани на Венев. В местах под Рязанью, где должна была пройти ветка никаких следов не осталось, т.к. там одни поля, и почти нет лесов. Деревни, перечисленные в проекте, в основном еще можно найти, поэтому можно восстановить по карте участок Рязань-Кораблевка. От Венева до Кораблевки же маршрут пути не ясен - в проекте не уточняется. Но т.к. привязан к рельефу и крупным населенным пунктам,его тоже можно приблизительно восстановить. На тот момент(1913г) Московское общество подъездных путей,взявшееся за строительство пути Рязань-Тула-Рославль, уже построило ужд Рязань-Владимир(1901), Тула-Ливин(1905). Так что не понятно, велось ли строительство навстречу с Тулы и Рязани, или только с Тулы.Могло быть и так, и так. Слава Богу, сохранился след в Тульских засеках, по которому удалось открыть эту важную часть истории Венева. И думаю, об этом обязательно должна быть отдельная статья на Вашем сайте.
Получается, я сам напросился))) В принципе согласен, только есть одна проблема - не знаю, как сделать карту большого масштаба что бы нанести на нее линию ж/д пути . (Обычным скриншотом можно снять изображение не больше экрана) Так, что бы можно было приближать схему как в картах Google. Может вы знаете? maxell пишет:
цитата:
Также можно выступить с докладом по этой теме на следущем заседании Клуба краеведов в апреле месяце.
Спасибо за приглашение! Точно вам могу сказать только ближе к апрелю.
Отправлено: 06.02.12 20:08. Заголовок: Из воспоминаний моей..
Из воспоминаний моей мамы, жительницы Венёва с 1934 года, Алоиной (в девичестве) Марии Александровны. Прочитав статью о ЖД Венёва она вспомнила, что соседи говорили о песчанном карьере за малыми Городенцами, что насыпи, которые там существуют насыпались для железной дороги, но из-за нецелесообразности!? строительство было прекращено.
Возможно в архивах Венёва про карьер что-то найти можно?
Отправлено: 06.02.12 20:19. Заголовок: Сергей Александрович..
Сергей Александрович Кураков рассказывал, что он слышал о проектируемом вокзале в начале XX века с другой стороны Венёвки, в районе современного пляжа (Завалье).
насыпи, которые там существуют насыпались для железной дороги
А в каком месте эти насыпи,рядом с чем? maxell пишет:
цитата:
Сергей Александрович Кураков рассказывал, что он слышал о проектируемом вокзале в начале XX века с другой стороны Венёвки, в районе современного пляжа (Завалье).
Интересно...Вообще,далековато для вокзала.Наверное, потому что в черте города не было места для станции.Две версии - либо этот вокзал для проходящей через Венев Средне-Русской магистрали. Либо, это конечная станция узкоколейки из Тулы, которую туда хотели провести для доставки грузов на мельницу и винокуренный завод. Интересно, как хотели ветку через город вести.
Евгений! Насыпи эти в недалёком прошлом использовались в качестве бруствера, на карьере было стрельбище, до того как был построен тир на стадионе. Они проходят параллельно автодороге на Берёзово. На карте лист N-37-053 квадрат 24-50. Это в самом низу около "свалка" (состояние местности на 1979 год.) http://zalil.ru/32663010 ссылка действует 10 дней.
ЛЬвович посмотрел карту, нашел отметки. Левая короткая отметка начинается прямо напротив милиции в лесочке, а по второй -длинной похоже проходит современная дорога мимо заправки на Березово. До главное линии ее не достроили похоже. В Яндекс-картах не видно следов насыпи. Кстати, может кто нибудь поделится довоенной картой Веневского района или частью? Ищу район д.Арсеньево, которая рядом с д.Кукуй, район Бобровки и район 12 ключей.
Отправлено: 08.02.12 15:48. Заголовок: Евгений пишет: ЛЬво..
Евгений пишет:
цитата:
ЛЬвович посмотрел карту, нашел отметки. Левая короткая отметка начинается прямо напротив милиции в лесочке, а по второй -длинной похоже проходит современная дорога мимо заправки на Березово. До главное линии ее не достроили похоже. В Яндекс-картах не видно следов насыпи. Кстати, может кто нибудь поделится довоенной картой Веневского района или частью? Ищу район д.Арсеньево, которая рядом с д.Кукуй, район Бобровки и район 12 ключей.
Я сам помню эти насыпи ещё до строительства дороги, конечно, с 70-х годов ландшафт Венёва изменился, их могли употребить на строительные нужды, для засыпки свалки, да мало ли ещё на какие цели. Последнее время в Венёв приезжаю 2-3 раза в году и не обращаю внимания на них. Весной обязательно приеду убраться на могилах родных, посмотрю на пруд карьера, что изменилось, на Яндексе не видно рельефа, а на Гугле тем более. Но это в апреле-мае. По-моему у меня была фотография Венёва, как раз с точки дороги на Берёзово в сторону пруда. Посмотрю, вдруг там что-то видно. И на конкурсных фото-Венёв по-моему кто то выкладывал такое фото. Надо проверить
Во, нашел фото. Действительно вторую использовали для прокладки дороги. К сожалению не панорама. Фото апрель 2008 года. Эти холмики на фоне пруда, всё что осталось от большой насыпи. Фотографировал от дороги на Берёзово.
Евгений,мое уважение вам!Из моего маленького сообщения так детально собрать достоверные сведения!Как любитель железных дорог и краеведения я могу только похвалить вас!С нетерпением жду вашей статьи!
Отправлено: 16.08.12 20:29. Заголовок: ЛЬвович пишет: Из в..
ЛЬвович пишет:
цитата:
Из воспоминаний моей мамы, жительницы Венёва с 1934 года, Алоиной (в девичестве) Марии Александровны. Прочитав статью о ЖД Венёва она вспомнила, что соседи говорили о песчанном карьере за малыми Городенцами, что насыпи, которые там существуют насыпались для железной дороги, но из-за нецелесообразности!? строительство было прекращено.
Наткнулся на карту 1979 года, где отмечены остатки этой насыпи (отметил внизу красными стрелками) :
Ради интереса поискал следы на более ранних картах. Карта 1902 года:
Оказывается, когда еще не было продолжения пути от Венева на Узловую, жд пути не заканчивались у депо напротив современного Бизнес центра, а шли дальше, поворачивая в сторону Новой улицы. На карте 1918 г это тоже видно:
На карте 1939г изгиб уже отмечен не как жд путь, наверное его к тому моменту разобрали. В районе Песчаника видна пометка кирп., похоже до войны там был кирпичный завод, если карта не врет
Отправлено: 16.08.12 20:37. Заголовок: На немецкой аэрофото..
На немецкой аэрофотосъемке ноября 1942 года тоже видно остакти этой ветки на песчанный карьер. Скорее всего во время строительство линии Ожерелье-Венёв с карьера брали песок и для этого проложили рельсы. Кстати, немцы в 1941 и не пытались атаковать город в лоб по тульской дороге через этот ров. Видимо, он для них был серьёзным препятствием.
maxell, отличное фото! Не видел его раньше. За заправкой на выезде из Венева есть ров с камышами, который тянется в сторону милиции. Не мог понять, откуда он взялся...судя по этому фото, по этому рву на Песчаник раньше ходил паровоз. На фото в районе Песчаника надпись - Ziegeler - кирпичный завод, значит точно , там был кирпичный завод. Существует какая нибудь информация о нем?
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 17
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет